Школа семи королей
Тема 1. Мониторинг.
Тема 2. Шахматное королевство. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки.
Тема 3. Шахматная доска. Игра инсценировка. Дидактическая игра «Да - Нет» Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание "Диагональ".Схематическое изображение доски."Составь доску", "Шахматное лото","Пройди и назови поле".
Тема 4. Шахматные фигуры. Дидактические игры."Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практические задания.
Тема 5. Правила для играющих. Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику.
Беседа, показ, практические упражнения.
Тема 6. Турнир на чемпиона. Практические навыки. Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
||
Октябрь |
1. |
Шахматное королевство |
Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. |
Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки. |
2. |
Шахматная доска |
Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. |
Игра инсценировка. Дидактическая игра «Да-Нет» |
|
3. |
Шахматная доска, проспекты, улицы, переулки |
Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия "горизонталь", "вертикаль", |
Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина. |
|
4. |
Шахматная доска |
Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. |
Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание "Диагональ". |
№ |
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
|
Ноябрь |
1. |
Шахматное королевство. Шахматная эстафета. |
Отрабатывать практические навыки |
Схематическое изображение доски."Составь доску", "Шахматное лото","Пройди и назови поле". |
2. |
Шахматные фигуры |
Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания |
Чтение сказки "Чудесные фигуры" Дидактические задания и игры |
|
3. |
Шахматные фигуры |
Отрабатывать практические навыки. Закрепить шахматные фигуры; развитие интереса к игре, внимания |
Дидактические задания и игры |
|
4. |
Начальное положение |
Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". |
"Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". |
№ |
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
|
Декабрь |
1. |
Шахматная фигура- слон |
Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры. Отрабатывать практические навыки |
Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин" |
2. |
Шахматная фигура- слон |
Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков. |
Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
|
3. |
Шахматная фигура- слон |
Отработка практических навыков. |
Практические навыки. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
|
4. |
Шахматная фигура- ладья |
Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. |
Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. |
№ |
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
|
Январь |
1. |
Шахматная фигура- ладья |
Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. |
Ответы на вопросы шахматной шкатулки. |
2. |
Ладья против слона |
Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику. |
Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, Практические навыки. |
|
3. |
Шахматная фигура- ладья |
Отрабатывать практические навыки. |
Загадки из тетрадки. |
|
4. |
Шахматная фигура- ферзь |
Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура». |
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". |
№ |
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
|
Февраль |
1. |
Ферзь против ладьи и слона |
Закрепление знаний и навыков |
Практические упражнения |
2. |
Шахматная фигура- конь |
Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию. |
Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые» Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
|
3. |
Шахматная фигура- конь |
Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Показать позицию в которой конь ставить «вилку». |
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение.подвижности". Д/и "Секретная фигура" |
|
4. |
Конь против слона, ладьи, ферзя |
Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. |
Д/и «Волшебный мешочек» Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности |
№ |
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
|
Март |
1. |
Шахматная фигура- пешка. «Ни шагу назад». |
Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. |
Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек». |
2. |
Шахматная фигура- пешка. |
Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. |
Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" |
|
3. |
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня. |
Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. |
Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). "Ограничение подвижности". |
|
4. |
Праздник пешки. |
Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость , сообразительность речь. |
Соревнования. |
№ |
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
|
Апрель |
1. |
Шахматная фигура- король. |
Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. |
Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". |
2. |
Король- волшебный квадрат. |
Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. |
Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности". |
|
3. |
Турнир на чемпиона. |
Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. |
Практические навыки. |
|
4. |
Правила для играющих «Тронул-ходи», «ход сделан- обратно невернёшь». |
Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику. |
Беседа, показ, практическое упражнение. |
№ |
Тема |
Программные задачи |
Методические приёмы |
|
Май |
1. |
Турнир на чемпиона. |
Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. |
Практические навыки. |
2. |
Турнир на чемпиона. |
Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. |
Практические навыки. |
|
3. |
Турнир на чемпиона. |
Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. |
Практические навыки. |
|
4. |
КВН с родителями |
Вызвать радость и оживление от полученных знаний. |
Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна" |
Программа занятий
Цель: развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем внедрения в образовательный процесс технологию обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
- Обучать основным приемам игры в шахматы.
- Формировать приемы умственных операций старших дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
- Развивать у детей вариативное мышление, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Способствовать формированию познавательной активности и интереса к шахматным играм.
- Выработать умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Условия реализации программы
Набор в группу ведется с 01 по 30 сентября.
Воспитанники зачисляются по заявлению родителей (законных представителей).
Состав группы 12 человек.
Форма обучения – очная.
Формы реализации программы определяются возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- решение проблемных ситуаций, (проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Сроки реализации программы – 8 месяцев (28 часов)
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Форма занятий - групповая
Планируемые результаты
- Знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, ничья; название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры.
- Умеет анализировать, проводить аналогии, обдумывать и планировать свои действия.
- Развита способность строить простейшие умозаключения
- Сформирована познавательная активность и интерес к шахматным играм.
- Умеет целенаправленно управлять волевыми усилиями, устанавливает правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видит себя глазами окружающих.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника